Педагогический потенциал дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста

Подготовила Н.Я. Грайко

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконинаи др.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

В отечественной психологической науке игра была представлена как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию. Игра – это феномен социокультурный, а не биологический. Так, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра – «это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности ».

Следует отметить, что умение играть у детей дошкольного возраста не возникает само по себе, их к игре необходимо приобщать. От содержания игр, предлагаемых детям дошкольного возраста, зависит успех передачи обществом своей культуры новым поколениям. В ходе игры применяются элементы обучения, здесь же возникают и претерпевают дальнейшее развитие новые виды деятельности детей дошкольного возраста.

За всю историю развития игры возникало множество ее видов. Однако, для детей дошкольного возраста особое значение имеют дидактические игры.

Дидактическая игра – это разновидность игры, структура которой состоит из дидактической задачи, правил игры, игровых действий и подведения итогов. Включая дидактические игры в систему экологического воспитания, педагогические работники имеют возможность решать ряд задач:

  • −обогащать знания и представления экологической направленности;
  • −воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к природе;
  • −формирование у детей мотивов и умений экологически целесообразной деятельности.

Положительная эмоциональная реакция, возникающая в процессе проведения дидактической игры, способствует формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к миру природы и к людям, которые также являются частью природы. Систематически участвуя в дидактических играх экологической направленности, дети дошкольного возраста начинают осознавать ценность каждого живого организма, экосистемы в целом. Ребята начинают понимать опасность неразумного вмешательства в экосистему. Дидактическая игра способствует не только закреплению и обобщению полученных ранее представлений, но и расширению кругозора воспитанников. Играя, дети дошкольного возраста учатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания живых организмов, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды.

Общаясь с природой в игровой форме, дети дошкольного возраста проявляют эмоциональную отзывчивость, желание беречь и защищать природу, а также участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Согласно исследованиям Л.Ю. Павловой, интерес детей к дидактическим играм и успех в познавательно-игровой деятельности создает условия для формирования у них прочной личностно-мотивационной основы для познавательной и продуктивной деятельности. Причем процесс экологического воспитания должен осуществляться путем широкого сенсорного развития воспитанников, направленного на познание свойств предметов и явлений действительности путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В процессе дидактических игр у детей развиваются свойства и качества личности (умение воспринимать и ценить прекрасное вокруг, умение обладать и оперировать знаниями об окружающем в повседневной жизни, а так же понимать значимость окружающего мира и уметь внимательно и бережно относиться к окружающим людям, растениям и животным и т.д.).

Таким образом, период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом. Условием экологического воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

В основе экологического воспитания лежат адаптированные для детей дошкольного возраста ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии.

Одним из наиболее эффективных средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются дидактические игры экологической направленности. Педагогический потенциал их заключается в:

  • −предоставлении возможностей для усвоения экологических представлений, формирования осознанно-ценностного отношения к миру природы, развития такого качества личности как экологическая воспитанность;
  • −направленности деятельности воспитанников на овладение навыками правильного поведения в природе;
  • −возможности взаимодействовать с природой, самостоятельно контролировать и оценивать результаты собственной деятельности в природе.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

(старший дошкольный возраст)

Волшебные семена

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Расширять представления воспитанников о разнообразии семян овощных культур (перца, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), о этапах развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, дифференцировать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Оснащение: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур.

Задание:

Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить в порядке этапов развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.

Правила:

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все правильно.

Домик для животного

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.

Оснащение: большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т. п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т. д.), самих животных.

Задания:

1. Выбрать животное по желанию.

2. Из предложенного множества материалов выбрать только те, которые необходимы для постройки дома выбранного животного.

3. Подобрать домик для животного.

4. Рассказать о своем выборе.

Правила:

1. В игру играют в командах (3 команды по 2–3 человека в каждой).

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справился с заданием, сумел объяснить свой выбор.

Гнёзда для птиц

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Обогащать представления воспитанников о разнообразии видов гнезд птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Оснащение: два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание:

Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т. д.).

Правила:

1. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).

2. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

3. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Отгадай и расскажи

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Закреплять знания детей о лесных жителях, их среде обитания и образе жизни. Формировать пространственное мышление, воображение. Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.

Оснащение: картина с изображением лесного ландшафта, на котором присутствуют звери, птицы, насекомые, но на первый взгляд они не видны. Нужно присмотреться, чтобы заметить, где они спрятаны.

Задания:

1. Дать команду своим глазам внимательно рассмотреть картину лесного ландшафта.

2. Увидев что-то необычное или знакомое, подумать, как рассказать об этом другу, чтобы он сам нашел это на картине.

3. Слушать товарища и добавлять к его рассказу что-либо новое.

Правила:

1. Количество играющих не должно превышать 5–6 человек.

2. За правильно составленное предложение ребенок получает красную звездочку.

3. Кто больше наберет таких звездочек, тот и выиграл.

Деревья и кустарники

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Формировать умение воспитанников составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.

Оснащение: дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.

Задания:

1. Составить дерево или кустарник.

2. Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам:

а) по высоте;

б) по толщине ствола;

в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника – несколько).

3. Выбрать самый главный из отличительных признаков.

Правила:

1. Количество играющих 3-4 человек.

2. Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево и кустарник и ответить на поставленные вопросы.

Зимние запасы

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Обогащать представления воспитанников о жителях леса, их образе жизни. Формировать умение детей старшего дошкольного возраста дифференцировать еду зверей. Развивать мышление, умение выделять части целого, из частей составлять целое.

Оснащение: изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.

Задания:

1. Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних зверей склад в норке, у других – в дупле, третьи закапывают его под сухие листья, корни деревьев и т. д.).

2. Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек.

3. Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.

Правила:

1. В игру играют 4 человека.

2. Участник сам выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить на зиму запасы.

3. Выигрывает тот ребенок, который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.

Чей след?

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Уточнять и закреплять знания воспитанников о диких животных, об их образе жизни в лесу зимой. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Формировать представление о разнообразии следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Оснащение: дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Задания:

1. Внимательно рассмотреть дидактическую картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами).

Правила:

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Кому нужна вода, а кому – полянка?

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Формировать представления воспитанников о предпочтениях растений в местах произрастания (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Знакомить с научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое). Рассказать о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня, листьев и т. д.

Оснащение: дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Задания:

1. Выбрать растение, назвать его, составить рассказ о его внешнем виде.

2. Подумать и сказать, на какое место картины необходимо определить цветок, объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.

Правила:

1. В игру могут играть от 2 до 5 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей, сможет связно объяснить свои действия.

Домик для листочков

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Закреплять знания воспитанников о строении деревьев и кустарников. Формировать умение угадывать названия деревьев, кустарников по стволам, направлениям веток, плодам, оставшимся с осени. Формировать умение правильно соотносить листья с деревьями и кустарниками.

Оснащение: большая картина, изображающая лес в середине весеннего периода, наборы разнообразных вырезанных из бумаги весенних листочков для деревьев и кустарников, которые находятся на картине.

Задания:

1. Определить дерево или кустарник, который нужно нарядить в весенний наряд.

2. Отобрать из множества те листья, которые соответствуют данному дереву или кустарнику.

3. Нарядить в весенний наряд выбранное дерево или кустарник.

Правила:

1. Количество играющих 4–5 человек.

2. Победителем считаются тот, кто быстро, правильно и аккуратно выполнил задание.

Наряды матушки-земли

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Уточнять и расширять представления воспитанников о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Оснащение: дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер, радуга, листопад и т. п).

Задания:

1. Выбрать карточку с изображением того или иного природного явления, определить карточку на соответствующую часть на дидактической картине.

2. Аргументировать свой выбор.

Правила:

1. В игре могут участвовать от 8 до 12 человек.

2. Победителем становится тот, кто быстрее и правильно справится с заданием.

Времена года

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Закреплять знания воспитанников о последовательности сезонов. Выявить характерные признаки каждого времени года. Обогащать представления воспитанников о воздействии изменения видов осадков на состояние объектов неживой природы и образ жизни тех или иных живых существ.

Оснащение: игровая карта, на которой представлены времена года, изображены объекты живой и неживой природы, изменяющиеся согласно сезонам; по периметру картины идут разноцветные обозначения: для каждого времени года – свой цвет и обозначение (для зимы – белые, голубые, синие снежинки; для осени – красные, желтые, коричневые, оранжевые листья; для весны – первые цветы, молодые побеги, весенние ручьи; для лета – яркие цветы, ягоды, бабочки).

Задание.

Пройти по игровому полю до финиша, соблюдая правила и верно отвечая на

вопросы.

Правила игры:

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Играть строго по очереди.

3. Внимательно слушать педагога и ответы товарищей.

4. Каждый игрок сначала кидает кубик: выпавшее количество точек – количество шагов; затем отвечает на вопрос или отгадывает загадку о времени года и, если ответ правильный, продвигается на два шага вперед, если ответ неверный, остается на месте.

5. Тот, кто мешает отвечать и играть другим игрокам, начинает двигаться в обратном направлении. Замечание – шаг назад. Игроки, соблюдающие правила игры двигаются вперед к финишу, в ином случае путь лежит в обратном направлении.

6. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

Речные рыбы

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Обогащать представления воспитанников о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания.

Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать мышление, речь, воображение. Воспитывать интерес и гуманное отношение к миру природы.

Оснащение: дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

Задания:

1. Рассмотреть предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в то место, где любит обитать выбранная рыба.

Правила:

1. Количество играющих 2–4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Волшебный мешочек

(игра для детей 5–7 лет)

Цель.

Обогащать представления воспитанников об объектах живой и неживой природы.

Оснащение: для каждого воспитанника мешочек, в котором находится равное количество предметов (камешки, сухие ветки, емкость с песком, маленькая пластмассовая емкость с водой, желуди, перышки).

Задание: достать предмет из мешочка, сказать к объектам какой природы он относится, обосновать свой выбор.

Правила:

1. Количество играющих 4–6 человека.

  • 2. Победителем считается тот, кто правильно, без помощи взрослого расскажет о всех предметах из мешочка.

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Балоннікава, Н. Ф. Выхаванне ў дашкольнiкаў i малодшых школьнiкаў умення шанаваць iзберагаць прыроду : метад. рэкамендацыi / Н. Ф. Балоннікава. – Гомель, 1994. – 58 с.

2.Варивода, В. С. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [авт.-сост. В. С. Варивода]. – 3-е изд. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 40 с.  

3.Варивода, В. С. Методика экологического воспитания дошкольников в схемах и таблицах: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. С. Варивода. – Мозырь : Белый Ветер, 2010. – 67 с.

  • 4.Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) : пособ. для педагогов дошк. учреждений / Г. Н. Казаручик. – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2007. – 88с.
  • 5.Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Г. Н. Казаручик. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 71 с.

6.Казаручик, Г. Н. Экоцентрическая парадигма и новая экологическая этика / Г. Н. Казаручик // Народная асвета. – 2007. – № 9. – С. 76–79.

7.Каропа, Г. Н. Теория и методика экологического образования / Г. Н. Каропа. – Гомель : ГГУ им. Ф.Скорины, 2000. – 272 с.

8.Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск : УП «Технопринт», 2005. – 228 с.

  • 9.Павлова, Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5-7 лет : дисс. канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. Ю. Павлова – Москва, 2002. – 203 с.
  • 10.Петрыкевіч, А. А. Стаць сапраўднымі партнёрамі : узаемадзеянне педагогаў і бацькоў у экалагічным выхаванні дашкольнікаў. // Адукацыя і выхаванне – 1994. – №9. – С. 83–86.

11.Петрикевич, А. А. Экологическая мозаика : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / А. А. Петрикевич. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 39 с.

12.Стреха, Е. А. В мире природы : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей / Е. А. Стреха. – Минск : Вышэйшая школа, 2005. – 12 с.

13.Стреха, Е. А. Познаем мир природы : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. А. Стреха. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 23 с.

  • 14.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Нет Материалов для отображения