Физкультурно – экологическое воспитание ребенка в семье

Подготовила руководитель физического воспитания Е.В. Андреева

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, и двигательной активностью ребенка.

Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Природа — это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Наука «экология» не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь.

Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно-нравственных начал личности. Физическая культура - составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствованиеи всестороннее развитие личности.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации учебного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии. Достичь этого можно за счет использования различных средств и методов: игры с экологической направленностью, различные конкурсы, викторины, экскурсии и походы.

В дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не сорить на улицах, не ломать деревья и растения, и т.д.) На этой ступени происходит знакомство с общей картиной мира и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему миру. Но дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут - то и приходит на помощь физкультура. С целью получения результативности и эффективности работы в данном направлении, важно обеспечить преемственность – между ДЕТСКИМ САДОМ и СЕМЬЁЙ.Формирование физической и экологической культуры личности детей в СЕМЬЕ во многом обусловлено пониманием его родителями значимости и важности приобретением экологических и физкультурных знаний и передачи их своим детям.

Давайте попробуем с вами, найти тесные связи между физкультурой и экологией, которые помогут НАМ вырастить здоровое поколение.

Здоровая экология - здоровый человек!

Одна из самых распространенных форм физкультурно – экологического взаимодействия – это ТУРИЗМ.Разве есть что – либо прекраснее совместного семейного отдыха на природе?

Семейный туризм решает следующие задачи:

- способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта,

взаимопониманию между родителями и детьми;

- реализует потребность в отдыхе и физической активности (особенно это

касается спортивных видов семейного туризма);

- ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение

здоровьесберегающих технологий;

- способствует активной социализации детей (совместная работа,

сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для

приобретения социального опыта у детей).

Подчеркивая значимость различных видов туризма: пешие прогулки, экскурсии, походы, путешествия, спортивные и подвижные игры – мы решаем важнейшие задачи: формирование физической и экологической культуры личности ребенка. Важно помнить всегда, о том, что пребывание людей на природе не должно губительно отразиться на окружающей среде (не мусорить в месте отдыха, убирать за собой, не губить цветы, деревья).На экскурсиях и в походах дети учатся быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе. Мы даем им экологические знания, воспитываем гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле; развиваем у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею; воспитываем экологическую культуру, элементарные навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

«Здоровье и труд - рядом идут!»

Еще одна грань в физкультурно – экологическом воспитании ребенка в семье – это ТРУД. Основная задача – помочь детям понять, что труд – залог здоровья. А труд для нашей природы, для благоприятной экологической обстановки, для чистоты воды, земли и воздуха – это неоценимый вклад в свое здоровье!Детям вместе со взрослыми следует заботиться и помогать живым существам, убирать территорию от мусора, поливать растения, удовлетворять их потребности с учётом времени года:

Зимой:
— изготавливать кормушки и подкармливать птиц,после снегопада обязательно

очищать кормушки от снега;

— корни кустов и деревьев засыпать снегом;

— реже поливать комнатные растения;

— животных подкармливать витаминной пищей.

Весной:
— изготавливать для птиц скворечники и развешивать их

во дворах, парках для привлечения птиц;

— убирать перегнившую листву;

— подрезать сухие ветки у кустарников и деревьев;

— к кустам подсыпать землю;

— производить посадку семян вместе с детьми;

— высаживать растения на клумбы.

Летом:
— поливать растения на огороде и клумбах;

— растения пропалывать и прореживать;

— рыхлить землю;

— в жаркие дни для птиц можно приготовить поилки с водой.

Осенью:
— собирать семена растений для посадки на следующий год;

— подкармливать многолетние растения;

— корни растений укрывать на зиму;

— готовить кормушки для птиц.

«Берегите здоровье смолоду!»

Эта пословица имеет глубокий смысл, так как формирование ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ –должно начинаться с рождения ребенка, чтобы уже у маленькогочеловечка выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

ЗАКАЛИВАНИЕ является важным компонентом ЗОЖ, для профилактики заболеваний и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды (перепад температуры, сильный ветер, снег и т.д.) укрепляется иммунитет. Происходит адаптация организма к условиям внешней среды (процессы терморегуляции). При движении (выполнении различных упражнений на воздухе) происходит взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление к изменяющимся условиям. Важно донести до детей информацию о том, что такие природные факторы, как СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА - играют важную роль в нашем здоровье! А это значит, что к ним также необходимо бережное отношение человека.

Один из неотъемлемых аспектов здорового образа жизни –это ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. Здесь взрослые должны рассказать детям о правильном питании, о полезных продуктах, которые были выращены в экологически чистой земле. Их поливали чистой водой, за ними ухаживали, и поэтому в них содержатся много витаминов А, В, С, Д. Познакомить детей с витаминами, рассказать в чем их ценность.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка (для зрения).

Витамин В- мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С- цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д- солнце, рыбий жир (для косточек).

"Если хотите воспитать своего ребенка здоровым,

сами иди по пути здоровья,

иначе его некуда будет вести!"

Здоровье нужно всем — и детям,

и взрослым,

и даже животным.

Берегите нашу природу,

учите этому детей,

и она подарит нам – ЗДОРОВЬЕ!

Источники:

М.Н. Дедулевич «Сто тропинок, сто дорог», 2000

Токарева И.А «Детям об экологии», 2020

Нет Заметок для отображения